Вы можете поддержать исполнителя любой суммой, сделав перевод:


По вопросам организации концертов и приобретения дисков пожалуйста обращайтесь
по тел.: +7-981-190-06-95
или на электронную почту

Диски можно приобрести:

Санкт-Петербург

  • Храм св. Петра и Павла (ВМА).
  • Церковная лавка храма св. прп. Сергия Радонежского (строительный адрес: Константиновский пр., южнее дома 11А).
  • Храм Рождества Пресвятой Богородицы (адрес: Курортный район, пос. Александровская, угол 5-й линии и пр. Красных командиров).
«Духовная школа — школа мысли и школа души»

В этом году исполняется 200 лет Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии. Во время своего посещения Духовной Академии 3 апреля 2009 года, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Образование пастырей — это великий труд… В наше время воспитывать юношество особенно сложно. Потому что мы живём в так называемом «информационном обществе», … где нет никакого запрета на информацию.

Как можно воспитать человека, способного отдать свою жизнь Богу? Есть только один способ — очень простой и одновременно трудный, который должен лежать в основе духовной школы. Самая главная задача заключается в том, чтобы сформировать религиозный образ жизни у молодого человека, чтобы он уже здесь, в этих стенах, обрёл богатый внутренний опыт общения с Богом… Для этого необходимо постоянно воспитывать свой разум — много читать, самостоятельно думать и обязательно писать… А если эту творческую созидательную работу соединить с молитвой, то тогда школа духовная станет поистине школой мысли и школой души».


kopeikin










Наш собеседник — секретарь учёного совета Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии протоиерей Кирилл Копейкин, настоятель университетского храма святых апостолов Петра и Павла.

 

— Хотелось бы поговорить о том, какова роль Духовной Академии в воспитании молодёжи.

Время учёбы здесь — это опыт реального соприкосновения с церковью, с церковной жизнью. Понятно, что ребята, которые выросли в семьях священнослужителей, близко знакомы с церковной жизнью. Люди же, которые самостоятельно пришли к вере, а потом поступили в семинарию, впервые здесь по-настоящему воцерковляются. И, мне кажется, очень важно, чтобы эти ребята обрели опыт настоящей церковной жизни, чтобы они прошли через все искушения, которые, очень часто встречаются на пути будущих священнослужителей. Мне кажется, что наша молодёжь должна являться своего рода «светочем» для других молодых людей. Когда молодой человек может действительно обрести веру? Ни тогда, когда ему это логически докажут, и ни тогда, когда он что-то прочитает, а когда он просто столкнётся с человеком, вера которого вызовет у него уважение и доверие. И это самое важное.

Для многих студентов это первое образование?

Нет, у нас многие приходят учиться, уже имея первое высшее образование. Некоторые студенты до поступления к нам уже работали. Я, например, пришёл учиться сюда, уже окончив университет, аспирантуру, защитив диссертацию, и уже работая в университете. Интересно вот что: хотя вроде бы у меня было высшее образование и даже кандидатская степень, тем не менее, я увидел, что огромный пласт культуры был из моей жизни практически насильственно удалён. Я благодарен своим преподавателям и очень ценю эти годы обучения в семинарии. Мне кажется, что без понимания того, как человек вступает в общение с Богом, никакое образование не может быть полностью завершённым и совершенным. Потому что самое главное в человеке — это то, что он сотворён по образу и подобию Божию. И только обладая этим «опытом богообщения», человек достигает полноты бытия.

Как вы думаете, образование, которое даёт Духовная Академия, не является ли оторванным от общества? Существует ли некий диссонанс между духовным и светским образованием?

Видите ли, в советское время искусственно насаждался этот «разрыв», ведь до революции многие профессора университета преподавали здесь, и преподаватели духовной академии преподавали в университете. Это было совершенно нормальным явлением тогда. И сегодня эта ситуация понемногу возвращается. Я думаю, что государство постепенно придёт к тому, что богословие — такая же специальность, как и многие другие специальности, и, конечно, оно должно быть включено в государственный реестр.

Где работают выпускники Факультета иностранных студентов?

Они приезжают сюда по направлению, после согласования на церковном уровне — через Отдел внешних церковных связей. Они получают благословение, поступают к нам, учатся. И все выпускники становятся либо церковнослужителями, либо священнослужителями. В этом и заключается цель духовного образования — подготовить человека к тому, чтобы он смог принять сан и стал достойным священником.

Откуда приезжают иностранные студенты?

academyБольшая часть иностранных студентов — из Сербии. Хотя у нас были ещё в прошлом году студенты из Китая, Таиланда (православные), учатся студенты из Финляндии и Константинопольского Патриархата.

Из каких регионов страны приезжают наши студенты?

Многие приезжают из стран, которые называются «ближним зарубежьем», то есть из бывших республик Советского Союза.

Хотелось бы поговорить и о миссионерской деятельности ваших выпускников. Посещают ли они больницы, приюты, места заключения…?

Многие наши выпускники занимаются в воскресных школах с детьми и взрослыми — и через это осуществляется их миссионерская деятельность. И мне кажется, что это очень важно. Потому что детские души — они открыты, и в это время можно посеять благое доброе семя. У нас есть выпускники, которые ведут церковно-просветительскую работу среди курсантов. И также есть учащиеся и выпускники, которые занимаются с больными детьми, находящимися в специальных учреждениях. Эти дети несчастны — ведь ими по-настоящему никто не занимается. Поэтому такая работа важна не только для детей с отклонениями, но и для студентов: когда они видят боль в этом мире, то совершенно по-другому начинают относиться и к своей жизни, и к будущему служению.

Принимают ли учащиеся и выпускники участие в работе радиостанций и в выпуске газет?

Они участвуют в работе радиостанции «Град Петров» и других христианских радиостанций. И сейчас наши учащиеся решили издавать студенческий журнал «Невский Богослов» (сокращённо «НЕБО»). Журнал будет выходить один раз в два месяца. И это будет журнал студентов и для студентов — они всё будут делать сами: и писать, и фотографировать, и готовить к изданию журнал.

Познакомьте наших читателей с профессорско-преподавательским составом Академии.

У нас есть такой замечательный преподаватель архимандрит Ианнуарий. Он и знаток Нового Завета, и замечательный преподаватель. Я думаю, что его лекции — одни из самых интересных и пользующихся успехом.

Профессор протоиерей Владимир Мустафин преподаёт у нас философские дисциплины. Он замечателен тем, что учит студентов логически мыслить. И это самое главное. Потому что часто бывает, что философские тексты написаны тяжёлым языком, а выделить главную мысль и проследить логику развития мысли — очень важно этому научиться.

Замечательный преподаватель в семинарии — Игорь Цезаревич Миронович. Он преподаёт Библейскую историю. И он так хорошо, с любовью и ярко это делает, что я знаю выпускников, закончивших семинарию около двадцати лет назад, для которых лекции Игоря Цезаревича остались одним из самых ярких воспоминаний. Много замечательных преподавателей — про всех не расскажешь! Вот, например, доцент Александр Васильевич Маркедонов преподаёт византологию, и он умеет на своих лекциях создать живое ощущение Византии. И когда слушаешь его лекции, для тебя тоже история оживает. И это просто замечательно.

Тянется молодёжь к преподавателям?

Конечно! И у разных учащихся разные предпочтения — и это естественно, потому что все люди разные. Почему хорошо, что есть разные священники? Потому что одному один подходит, другому — другой. Это зависит от строя души человека.

А ваших учащихся призывают в армию?

Когда священник в сане, его уже не призывают. А у студентов есть отсрочка.

Ещё хотелось бы поговорить о нововведениях, которые за последние годы произошли в Духовной Академии, Духовной Семинарии, на всех факультетах…

Семинария стала пятилетней, а функции Академии приближены к аспирантуре. В ней учатся теперь три года, и специализация такие: до сих пор у нас было два отделения — Богословское и Библейское, а со следующего учебного года откроется ещё Церковно-историческое отделение, на котором будут вести занятия как преподаватели Академии, так и преподаватели светских ВУЗов.

Есть ли конкурс при поступлении?

Конкурс есть, но он сейчас относительно небольшой, потому что в принципе мало выпускников Семинарии. Вообще, по прогнозам через год или два количество мест в ВУЗах будет больше, чем количество выпускников средних школ в стране.

Расскажите, как продвигается реставрация вашего храма Иоанна Богослова.

Храм был отремонтирован к юбилею Семинарии. Тогда он был заново оштукатурен. А потом начались работы по росписи стен, которые длятся уже более двух лет, потому что это очень кропотливый и медленный процесс, требующий работы опытных специалистов.

Давайте ещё раз напомним читателям о самых известных выпускниках вашей Академии.

Наши самые известные выпускники — святой и праведный Иоанн Кронштадский (Иоанн Сергиев), Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Алексей Михайлович Ридигер), Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Владимир Михайлович Гундяев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Владимир Савич Котляров) и многие другие.

patr

В заключение хотелось бы вспомнить слова Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сказанные на службе в духовной академии 3 апреля: «Духовная школа — это школа и студентов, и преподавателей. Это единая семья!». Мы поздравляем эту дружную семью с юбилеем и желаем успехов в таком трудном и благородном деле — духовном воспитании молодёжи.

Наталья Петрова,
фото автора