Вы можете поддержать исполнителя любой суммой, сделав перевод:


По вопросам организации концертов и приобретения дисков пожалуйста обращайтесь
по тел.: +7-981-190-06-95
или на электронную почту

Диски можно приобрести:

Санкт-Петербург

  • Храм св. Петра и Павла (ВМА).
  • Церковная лавка храма св. прп. Сергия Радонежского (строительный адрес: Константиновский пр., южнее дома 11А).
  • Храм Рождества Пресвятой Богородицы (адрес: Курортный район, пос. Александровская, угол 5-й линии и пр. Красных командиров).
Духовные издания конца IХ — начала ХХ века

Известно, что до революции в России было множество духовных изданий. Они выпускались и для взрослых, и для детей. Эти издания помогали воспитывать молодое поколение в духе православных христианских традиций. Но грянула революция, и всё это огромное духовное наследие было уничтожено и началось насаждение антирелигиозной пропаганды.

Что же представляли собой духовные издания начала ХХ века? Чтобы ответить на этот и многие другие вопросы и найти нужные материалы по некогда забытой теме, мне пришлось обратиться в Центральный Государственный архив, где ещё возможно отыскать нити, ведущие в прошлое и восстановить связь веков. Там мне и удалось обнаружить следы некогда довольно большой области издательского дела. Так что время, проведённое в стенах ЦГИА, стало для меня временем удивительных находок и открытий. Старинные описи и дела воскрешали перед глазами картины прошлого. И казалось, что не было целого века, отделившего нас от этих пожелтевших страниц.

Когда я начала свои исследования в 1987 году, ещё не было ни Московского церковного вестника, ни «Церковной жизни северо-запада» — одних из первых петербургских православных изданий, ни «Православного Санкт-Петербурга»…Но их появление было неизбежно. Ведь люди нуждались в том, что некогда было варварски разрушено. Так какими же были духовные издания начала ХХ века? И как можно использовать их опыт в современных православных изданиях?

Система духовных изданий конца IХ — начала ХХ века была довольно отлаженной и разветвлённой. Газеты и журналы выходили во всех епархиях, и часто в качестве их издателей выступали как епархиальные управления, так и частные лица, получившие разрешение в Духовно-Цензурном комитете, который и регулировал деятельность этих изданий. Сам по себе этот комитет был небольшой — так, в 1899 году он состоял всего из пяти человек — протоиерея Иоанна Дмитриевича Петропавловского, протоиерея А. А. Смирнова, священников Григория Михайловича Дьяченко, Алексея Константиновича Гиляровского и секретаря Комитета — Статского советника А. П. Десницкого. А распоряжался всеми цензурными делами Обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев.

В советские времена нам внушали в школе, что царская цензура «душила свободолюбивую мысль» и т. д. Однако, умалчивалось о том, что она следила за порядком в издательском деле. И надо отдать ей должное, порядок везде был исключительный.

Получить общую картину деятельности Духовно-Цензурного комитета можно хотя бы по ведомостям. Например, в 1899 году в Московский Духовно-Цензурный комитет было представлено 467 рукописей, одобрено — 368; печатных книг и брошюр поступило 458, а одобрено 447, статей для газет и журналов представлено 70, а одобрено 67, а из 186 представленных рисунков не утвердили всего лишь 3. Примерно такую же картину можно было наблюдать и в Петербургском Духовно-Цензурном комитете. В 1990 году из поступивших 331 рукописей было одобрено 190, из 46 брошюр — 39, а из 155 рисунков — 144.

19 июня 1909 года был разработан «Устав о цензуре и печати», состоявший примерно из двухсот статей.

Цензурному комитету следовало представлять «все вновь составленные сочинения, относящиеся до церковного служения и жизнеописания святых; сочинения и переводы, содержащие изъяснение целых книг или частей Священного Писания; сочинения и переводы, содержащие изъяснение истин, относящихся к основаниям христианской веры или религии вообще; разные поучительные слова, духовные рассуждения и прочие мелкие сочинения; сочинения и переводы, заключающие в себе целое или части церковной истории; сочинения и переводы о предметах, относящихся к церковному управлению» и др.

В Главное управление по делам печати постоянно поступали прошения об издании епархиальных газет и журналов. Например, в 1900 году было получено ходатайство о разрешении издавать в городе Гродно «Гродненские епархиальные ведомости»; в 1903 году — «Киевские епархиальные ведомости», «Отдых христианина», «Богословский вестник», «Воскресный благовест», «Богословский факультет» и другие; в 1906 году — журнал «Правда православия» …

Эти журналы имели религиозно-нравственный и воспитательный характер. Например, таковым являлся журнал «Отдых христианина». Среди других важных для людей тем этот журнал помогал вести борьбу за трезвую жизнь. Так, в определении Святейшего Синода сказано: «Преосвященный Митрополит Санкт-Петербургский признаёт издание означенного журнала весьма желательным. Святейший Синод определяет разрешить издавать в С. Петербурге, с 1901 г., при обществе распространителей религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви ежемесячный журнал „Отдых христианина“ с двухмесячными специальными приложениями книжек „Трезвой жизни“ по представленной программе».

Большой интерес для нас сегодня представляют и духовные издания для детей. Таковым являлся, например, «Сборник русского чтения». Что же он из себя представлял? Давайте заглянем в один из номеров. На титульном листе — изображение Царицы Небесной с младенцем на руках. Царица стоит на троне. Вокруг головы — святое сияние из звёзд. Царица окружена многочисленными ангелами, двое из них — на коленях, с кадилом в руках. Внизу подпись: «Царица небесная». На второй странице журнала — гравюра с изображением бедных детей: одна девочка стоит, другая сидит, прислонившись к стене. А за углом свет, веселье. Выражение их лиц не по-детски подавленное, грустное… Под рисунком подпись: «Бедные дети! У всех праздник, у всех радость, веселье, у них же не только нет праздничных подарков, а может быть — им и холодно, и голодно не смотря на праздник. Но дети — всегда и везде дети, невольно тянет их всегда туда, где свет, шум, веселье… Притаившись в углу, радуются они чужому веселью, забыв, быть может, о том, что сами сейчас лишены его. И только вернувшись домой, они почувствуют, что не имеют тех радостей, которыми полны в праздник счастливые дети».

Здесь же помещено стихотворение Л. Кологривовой «Надежда»: «И будет песнь звучать сильней средь угнетений и ненастья, чем в день безоблачного счастья».

В начале ХХ века существовали также издания, носившие религиозно-светский характер. Обычно это были специальные светские приложения к духовным изданиям. Одним из таких приложений был «Грузинский врачебный листок» при Кутаисском духовном журнале «Пастырь». В 1903 году редактор журнала «Пастырь» протоиерей Д. В. Гамбашидзе обратился в Главное Управление по делам печати

с ходатайством о разрешении издавать ему при своём журнале ежемесячное приложение «Грузинский врачебный листок» под редакторством его сына, главного врача в Закавказском крае Нью-Йоркского страхового общества Вахтанга Гамбашидзе.

Журнал носил научно-популярный характер и был рассчитан как на читателей, просвещённых в вопросах медицины, так и на массового читателя. В его программу входили врачебно-гигиенические лекции и статьи выдающихся профессоров. Медицинские сведения, изложенные в издании в научно-популярном стиле, помогали читателям узнать о новостях медицины. Одновременно журнал осуществлял и активную культурно-просветительскую работу — вёл борьбу с различными заболеваниями и проводил профилактические мероприятия, помогая разоблачать шарлатанство и суеверия.

Несомненно, люди нуждались в таких журналах. Но, к сожалению, опыт, накопленный годами, был перечёркнут советской властью. И все духовные издания остались лишь частью нашей истории и легли неподвижно на полки ЦГИА. Но, как известно, жизнь — это круг, и вот всё «вернулось на круги своя». Теперь нам предстоит возродить то, что было несправедливо утрачено. Возродить и поднять на новую высоту.

Наталья Петрова