Вы можете поддержать исполнителя любой суммой, сделав перевод:


По вопросам организации концертов и приобретения дисков пожалуйста обращайтесь
по тел.: +7-981-190-06-95
или на электронную почту

Диски можно приобрести:

Санкт-Петербург

  • Храм св. Петра и Павла (ВМА).
  • Церковная лавка храма св. прп. Сергия Радонежского (строительный адрес: Константиновский пр., южнее дома 11А).
  • Храм Рождества Пресвятой Богородицы (адрес: Курортный район, пос. Александровская, угол 5-й линии и пр. Красных командиров).
Звонят колокола…

Издавна славилась Россия колокольным звоном. Радовала сердца людей и чаровала удивительная музыка колоколов. Подобно путеводной звезде колокольный звон выводил из бурана сбившихся с пути, взывал к людям в минуты бедствий и ликовал в великие праздники. Звуки колокола соединяют небо и землю, взывая к Богу и посылая наши молитвы вместе со своими ударами от земли к небу, и уже услышанные, с великим прошением и Божьей милостью — от неба к земле.

Колокола появились еще в глубокой древности. Временами они звучали то тише, то сильнее. Например, во время гонений христиане избегали мощного гула колоколов при богослужении. И даже после того, как гонения и нападки на христианство прекращались, верующих сзывали в храм ударами молотка в специальную деревянную доску (било) и железную полосу (клепало).

Судя по некоторым источникам, колокола в христианскую церковь пришли от епископа Нолы святого Павлина. И как это ни удивительно, его вдохновил на создание колокола вид обычного полевого колокольчика.

Интересно, что первые колокола имели не круглую форму, как мы привыкли, а четырехгранную. Они тогда еще не отливались, а выковывались и спаивались.

В Италии колокола появились примерно около 6 04 г, во Франции — в 550 г, а в Греции — только в 9 веке.

Россия же в колокольном мастерстве превзошла всех и вся. Ей нет равных по количеству и весу колоколов. Во многих монастырях до сих пор сохранились колокола весом около 1000 пудов. В 1760 г. в Москве был отлит знаменитый колокол весом в 3351 пуд, который разбился в 1812 г. Взамен его был отлит новый — большой успенский колокол в 4000 пудов.

Но не это главное в наших российских колоколах -их отличает особая певучесть звона.

Особенно славятся московские, звенигородские, ростовские, псковские и новгородские перезвоны.

Каждый из « 1гих звонов очень богат и разнообразен. Например, ростовские звоны включают в себя сысоевский, акимовский, егорьевский и два будничных. Название звона «сысоевский» произошло от названия крупного, в 2000 пудов, колокола «Сысой», схожего по размерам с «Полиелейным».

Существует поверье, что колокол сам собой звонит перед несчастьем — звук его как бы плачет, просит, торжествует, соединяя и связывая святые силы и людские души, будит небо и землю.

Колокольному звону посвятили свои чудесные творения Шекспир, Данте, Мильтон, Шиллер… Многие российские поэты воспели в своих стихах божественную музыку колоколов. Помните «Стихи к Блоку» Марины Цветаевой: «У меня в Москве купола горят, у меня в Москве колокола звонят…» И другое: «Виолончель, и кавалькады в чаше, и колокол в селе»…

Какие же бывают колокола? Праздничный, полиелейный (звучит в те дь.1, когда на всенощной бывает «полиелей»), будничный, зазвонный, малые колокола.

Раньше же на Руси колокола различали еще и по тому, в чью честь или на чьи средства они были построены: царский, боярский, слободской, чудотворцев…

Если вы слышите мерные удары в один колокол — это благовест, призыв к богослужению. Если же начинают ударять во все колокола по очереди -это перезвон. Значит, предстоит водосвятный молебен или литургия в храмовые праздники. Собственно звон — одновременно звучат несколько колоколов. А вот несколько колоколов зазвонили в три приема — при начале службы, после благовеста и в конце — вы слышите трезвон, особо торжественный звон.

Что примечательно, в католических и протестантских храмах колокольный звон производится через раскачивание колокола, а в православных — мерными ударами языка.

И не перевелись на земле русской звонари, умеющие видеть и чувствовать музыку колокольных звуков.

В 70-х годах 19 века ростовский протоиерей Израилев построил даже схему колокольного звона по правилам музыкальной гаммы, в соответствии с которой он подбирал и изготавливал колокола. Его изобретение стало широко использоваться. И колокольная музыка стала даже исполняться по нотам.

И вот… плывет колокольный звон. Что он несет? Сообщает о начале службы? Рассказывает тем, кого нет на службе, о совершении наиболее важных молитвословий и священнодействий во время литургии и других богослужений? Может, возвещает о великом празднике?

Ла, именно о приближении великого праздника — дня города Петергофа и своего престольного праздника — дня первоверховных апостолов Петра и Павла, а самое главное — об осеяшении собора вскоре возвестят колокола.

Петергофские окрестности огласит звон шестнадцати колоколов. Многие из них звучали с момента возрождения храма. Первые семь колоколов нашему собору подарила община Покровской церкви в Мариенбурге. А три самые большие — басовые колокола были освящены и установлены год назад, в день святых апостолов Петра и Павла. Они проделали свой путь издалека -из Германии (это подарок супругов Бахман из города Аахена). Вот почему их звучание несколько отличается от колокольного звона других православных храмов. Дитрих Бахман рассказал, что, оказывается, звучание трех великанов было задумано так, чтобы его гармония соответствовала русской «Дубинушке»: «Эй, ухнем!» Самый крупный из трех подаренных колоколов «Дух святой» весит 1,5 т. Его меньший собрат — архангел Михаил весит 1,2 т, и самый легкий — Дева Мария-0,98 т.

Один маленький колокол внес в музыку нашего петергофского собора пушкиногорскую нотку. Директор пушкиногорского музея-заповедника С.С. Гейченко пожелал, чтобы колокол из его коллекции звучал на его родине, в Петергофе.

При жизни Семен Степанович собирал самовары и колокола. И чтобы люди не путали его дом с музеем, на двери висела вывеска: «Здесь не музей, а квартира». Самовары были выставлены в окнах дома, а колокола — во дворе. И какой-нибудь любопытный паломник нет-нет да и нарушал покой заповедных мест… Теперь один из колоколов звонит в нашем храме во славу Господа и в память о своем бывшем хозяине.

Как же звучат петергофские колокола? Конечно же, их подбор еще полностью не завершен.

Три басовых колокола выделяются на фоне маленьких, высоко звучащих. И в воздухе как бы повисает ожидание плавного перехода, золотой середины -альтов… Но все же их звон велик.

Колокола божественно поют. Они живут и чувствуют, плачут и радуются. Как плачут и радуются звонари и колокольные мастера.

В 1988 году у меня произошел спор с людьми, которые утверждали, что колокола надо запретить, как запретили заводские гудки, потому что они нарушают тишину и мешают людям. Я тогда ответила: «Что ж, время рассудит» и написала следующие строки:

Звон колокольный сыплется в лужи
Посеребренным дождем.
Кто-то сказал, будто дождь тот не нужен..
Что ж, поживем, подождем.

Звон этот утром из тьмы возродится,
Снова на время замрет.
Паводок ночью слегка прослезится,
Утро те слезы сотрет…

И переполнится музыкой вечной
Храма Божественный свод.
Пред образами поставлю я свечи.
Примет молитву Господь.

За эти 7 лет многое изменилось. Все чаше оглашает русские просторы колокольный звон. Голос его свят и велик. И есть теперь в этом общем российском колокольном многоголосии и наши петергофские перезвоны. И с нами Бог! С праздником, дорогие петергофцы!

Н. Петрова

Газета «Петергофский вестник»,
9 июля 1994 года